Евразия, Татарская АЭС и «сон золотой»                              

                                                                                                               Гарапов А.Ф.

Антиядерное общество Татарстана,

5 января 2017г Казань.

Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
П. Ж. Беранже

После ряда промышленных катастроф, особенно после глобальной аварии на Чернобыльской АЭС (СССР, 1986г) в мире начался процесс осознания глубочайшего кризиса, с которым столкнулось человечество. Мир очнулся от того «золотого сна», в который погрузили его успехи промышленной революции 18-19 веков. До катастроф казалось, что человек стал господином природы, а научно – техническая революция второй половины 20 века решит всё, в том числе и социальные проблемы, покончит с неравенством, бедностью. Любая проблема, это лишь вопрос технологий,  технократия решает всё. Но оказалось, что это лишь «сон золотой», навеянный идеей, что необходимо  лишь  следовать  за техническим  прогрессом, развивать технологии и  этого вполне достаточно, чтобы  достичь  «правды святой» - гармоничного, справедливого общества.  И в 1992 году в Рио-де-Жанейро на  Мировом Эко Форуме (участвовало более 170 государств) пришли к выводу, что человечество идёт к катастрофе – экологической, экономической, социальной. Необходимо переходить на устойчивое развитие, с сохранением природы для будущих поколений.  Девиз конференции – «Наш последний шанс спасти планету».   Но последующие годы, четверть века показали, что положение ухудшается, беднеет биоразнообразие, сокращаются леса, произошла и очередная ядерная глобальная авария на АЭС  (Фукусима 1, Япония, 2011г). В  2015 году уже в Париже на конференции по изменению климата была отмечена тенденция катастрофического потепления климата, ввиду деятельности человека. Участниками было достигнуто  соглашение по ограничению  увеличения средней температуры планеты на уровне ниже 2 °C до 2100 года. Некоторые ученые скептически относятся к возможности выполнения решений климатической конференции. Действительно дело не только в смене технологий, технике и разрушении природы, проблема гораздо сложнее, связана с общим системным кризисом цивилизации. В чём же суть общецивилизационного кризиса?

Прежде всего цивилизация – это  духовно-нравственные ценности, которыми руководствуется человеческое общество. Таким образом, общецивилизационный кризис – это кризис духовно нравственных ценностей. Весь 20-й век прошел под знаком духовно – нравственного кризиса и упадка, это показали 2 Мировые войны с миллионами жертв и тысячами разрушенных городов, применением оружий массового уничтожения, химического и ядерного оружия, уничтожения людей по расовому признаку.  Конец 20, начало 21 века содержат угрозы повторения цивилизационной катастрофы, источником которой является духовно- нравственный кризис современного общества, выражаемый в том, что:

    - вместо расистских теорий    - предлагаются  теории «золотого миллиарда». Один миллиард населения Земли относится к избранным, обеспечивается высоким уровнем жизни, остальным уготовлена участь обслуживать их,  вымирать. Утверждается, что будто бы   ресурсов Земли хватит только на 1 или 2 млрд. людей.

- вместо борьбы за «жизненное пространство» - экспансия природных ресурсов.

- вместо власти силы – власть денег, власть так называемого «свободного рынка» -потребительского общества, где всё решают деньги. Природа и человек, его ценности просто товар на рынке, источник прибыли, средство для всё большего обогащения транснациональных компаний (ТНК) и мировой финансовой олигархии. Прибыль все определяющее, главное.

    Всё это грозит  разрушительной катастрофой, которой будет охвачена уже вся планета в целом. Об этом выводы Мирового Эко Форума 1992 года.

            Где же выход из общесистемного цивилизационного кризиса, охватившего по крайней мере весь 20 век?     Выход в утверждении новых духовно-нравственных ценностей, т.е. новой цивилизации, которую на 2-ой Международной антиядерной конференции в Казани, в 1996 году академик А.Насыров и известный публицист, экономист М.Антонов предложили  назвать духовно –экологической цивилизацией [1], что основана на высших достижениях науки и техники,  установлении социально справедливых отношений, гармоничных отношений общества и природы, человека и общества, народов между собой. В такой цивилизации человек, народ, нация, природа являются, прежде всего, духовными ценностями, а сохранение их и развитие - целью (и задачами) общества, народов и всего человечества [2,3] (вместо  ныне необузданного, безудержного материального удовлетворения общества потребления).

            Духовно-нравственная ценность природы, одухотворение её – это прежде всего (наряду с признанием её живой, всеобъемлющей) чувство ответственности за сохранение природы для будущих поколений, чтобы они могли гармонично существовать, развиваться и обеспечивать существование и развитие последующих поколений. Заметим, для народов Евразии в течение многих веков природа являлась наравне с человеком одухотворенной сущностью. И это отразилось в Законах Ясы Чингисхана, где осквернение природы, к примеру,  воды, каралось  смертной казнью.  Считалось, что осквернитель поставил под удар духа природы весь народ и поэтому достоин смерти. А нынешние экологические катастрофы, не являются ли  возмездием за прошлые деяния с природой?

            Ещё в начале 20-го века Вернадский В.И. в своих исследованиях пришел к выводу, что творческая преобразовательная деятельность человечества обрела силу, мощь, сопоставимую  с природными геологическими процессами на Земле. В то же время, человек «составляет неизбежное проявление большого природного  процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет».  «… биосфера… перерабатываемая научной мыслью Homo  sapiens, переходит в новое свое состояние – в ноосферу» [4]. Но спустя 100 лет, в начале 21 века стало ясно, что этот процесс преобразования ведёт человечество к катастрофе.  Необходимы гармоничные отношения между ноосферой и природой, отношения на основе  приоритета духовно нравственных ценностей. Необходим  переход цивилизации на качественно новый уровень – духовно экологическую цивилизацию.

            Но следует отметить, что  после Мирового Эко Форума 1992 года есть и некоторые  обнадёживающие успехи, ряд промышленно развитых стран Запада отказались от атомной энергетики, в частности Германия приняла решение закрыть все свои атомные электростанции, приняла курс на развитие «зеленой энергетики», т.е. на развитие возобновляемых источников энергии, ветряной, солнечной и т.д. Действительно,  атомные электростанции не соответствуют устойчивому развитию, сохранению природы будущим поколениям, кроме угрозы ядерных аварий АЭС порождают радиоактивные отходы, для которых необходимы хранилища на сотни лет, проблема для многих поколений.   В Скандинавских странах ставится задача реализации «зеленой экономики», с приоритетами сохранения природы, развития науки, образования и культуры. 

         Это на Западе, а что касается другого нашего  соседа  Китая, то Поднебесная в результате стремительного экономического роста столкнулась с острым экологическим кризисом. Дело дошло до того, что в некоторых городах Китая (в том числе в Пекине) жители вынуждены пользоваться иногда и респираторами, чтобы сохранить свое здоровье. Как сообщает газета The Daily Mail,  канадская компания Vitality Air успешно осуществляет бизнес по продаже в Китае воздуха, который закачивается в Скалистых горах [5]. И вот в 2012 году на 18-м съезде коммунистической партией Китая была поставлена задача построения «экологической цивилизации». А в 2015 г. вышли документы стратегического планирования, в которых руководство компартии и государства заявляют об ускорении строительства экологической цивилизации, потому что без решения основных экологических проблем Китай ожидает чудовищный крах (причём в ближайшем будущем), несмотря на экономические и политические успехи.

           Но каким же образом решаются в  Китае эти проблемы? Закрываются экологически грязные предприятия, запрещена вырубка лесов, интенсивно развиваются возобновляемые источники энергии ... Но есть моменты в политике Китая, которые нас настораживают. А именно попытки перевести  экологически грязные предприятия, отсталые технологии в соседние страны, причём вместе с рабочей силой. В этом по-видимому в некоторой степени отражается древняя традиция китайцев рассматривать Поднебесную, как центр мира – цивилизацию, а остальных варварами.  А варварам сойдут и экологически грязные отсталые предприятия.  Кстати, надо отметить, что и Запад нередко  грешит этим.  Такой чисто прагматичный подход, конечно, делает Поднебесную более экологически чистой, но и обостряет экологический кризис (в глобальном масштабе). Для России в Приамурье были предложены Китаем заводы, часть из которых пришлось отклонить  по экологическим соображениям.  В рамах политики по "переносу излишних мощностей" КНР реализует в  Башкортостане (город Сибай) крупный цементный  завод (под ключ) вместе с рабочими (предполагается, что на нём будут работать 500 китайцев). Сибай расположен возле котлована Медно-Серного карьера (2-го по величине в мире), имеются вредные производства. Жители города выступают с протестом против экологически грязного завода, да и опасаются китайской экспансии[6].  

           Оказывается (из СМИ), Китай заинтересован в строительстве трёх АЭС: в Сибири, на Южном Урале, и на Каме. А не чревато ли и это китайской экспансией?  Ведь «АЭС на Каме», не  Татарская ли это АЭС?  Жители республики выступают против строительства Татарской АЭС, требуя реализации давно принятых решений о перепрофилировании строительства на неядерный, экологически безопасный объект.

            Таким образом, Евразия и, в частности, Россия, оказалась между двумя центрами (Китай и Западная Европа) экологического (и цивилизационного) кризиса, пытающимися выйти из него. В  России ситуация с экологически грязными производствами не легче, имеются и атомные электростанции, и  нещадная эксплуатация природных ресурсов. Нефть и газ – основной экспорт. Однако, остались не до конца разрушенная природа, высокий уровень образования и культуры,  сохранились ещё  древние традиции  бережного отношение к природе, как к одухотворенной сущности.  Это базовые вещи, позволяющие надеяться на то, что именно Евразия, в том числе и Россия, станет авангардом  движения в сторону духовно – экологической цивилизации.  Всё зависит, конечно, от воли народов Евразии, от их осознания катастрофического  положения.    

          Республика Татарстан в числе самых промышленно развитых, с высокой культурой и наукой регионов. Однако, экологическая ситуация здесь не из лучших в России, в частности, из-за  добычи нефти, нефтехимического производства, но и технократического подхода тоже!   По-прежнему планируется, например, строительство Татарской АЭС в пгт Камские Поляны. Силами общественности  был проведен (в 2014 году) конкурс проектов по альтернативному (без атомной станции) развитию п.г.т. Камские Поляны. Все из 13 великолепных проектов придерживаются концепции «зеленой экономики», т.е.  приоритета экологии, сбережения окружающей среды для будущих поколений, решения социальных проблем, приоритета образования и науки [7]. Реализация проектов могла бы послужить, в какой то степени  и образцом, моделью для решения проблем всей республики (и точкой кристаллизации, поворота  от катастрофы на путь к духовно- экологической цивилизации для всей Евразии).  И это не «сон золотой», а необходимый путь к «правде святой».

Литература:

1. Насыров А.Н. О 2-й Всесоюзной антиядерной конференции на пути к духовно-экологической цивилизации.// На путях к духовно-экологической цивилизации (Евразийский проект): сборник статей; под ред. А.Ф. Гарапова. – Казань: Антиядерное общество Татарстана; «Карпол», 1996. – 131 с.

2. Гарапов А.Ф. Метод устойчивого развития как основа будущей духовно-экологической цивилизации. //  Электронное научное издание  «Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика» www.yrazvitie.ru вып. 2 (9), 2012, ст. 11 режим  доступа сайт:  http://www.yrazvitie.ru/wp-content/uploads/2013/01/11-Garapov.pdf

3. Иванов,  А.В.,  Фотиева,  И.В.,  Шишкин,  М.Ю.  Духовно-экологическая  цивилизация: устои и перспективы. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. – 240 с.

4. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни/ Сост., вступ. ст., комент., М.С. Бастраковой, И.И. Мачалова, В.С. Неаполитанской. – М.: Сов. Россия, 1989. – 704 с.

5. Продавцы воздуха уже реальность.// «Берегиня» №12, 2015.

6. Луиза Мухаметова. Остановите экологические преступления и китайскую экспансию в городе Сибай!// режим  доступа сайт: https://democrator.ru/petition/ostanovite-ekologicheskie-prestupleniya-i-kitajsku/?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=d982

7. О прошедшем конкурсе проектов альтернативного без Татарской АЭС развития Камских Полян - бывшего поселка строителей атомной электростанции//режим доступа сайт: http://ant.mi.ru/fkonp.htm