ПРОБЛЕМНАЯ ОЛИМПИАДА В ИНТЕРНЕТЕ «ЭКОЛОГИЯ И ЭНЕРГЕТИКА» КАК НОВАЯ
ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Гарапов А.Ф.
(Доклад прочитан на международной научно-практической конференции
«МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:
РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»
18 июня 2012
г., г. Казань ЧОУ ВПО «ИНСТИТУТ эконОМИКИ,
УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»)
Предмет «экология» не приобрел до сих пор статус
обязательного (отдельного) в школах России и других стран бывшего СССР. А проблемы, с которыми учащиеся сталкиваются в
жизни, в большей своей части не сводятся к определенному школьному предмету, в
том числе и к экологии. Сама задача реализации концепции устойчивого развития, формирования
нового типа мышления, основанного на понимании нераздельного единства биосферы
и человечества требует над- предметного, синтетически-интегрированного подхода. Этот подход можно реализовать в
проблемном обучении. Сложными задачами в учебно-воспитательном
процессе школы и социализации учащихся являются и пробуждение у них тяги
к знаниям, интереса к учебе и помощь в выборе профессии.
В Международной (Всесоюзной) олимпиаде
для школьников «Экология и энергетика» в Интернете (старшеклассники, с 8 по 11
класс) взята проблема энергетики, как
одна из центральных глобальных проблем
Устойчивого развития, особенно актуальная для республик бывшего СССР с их
холодными климатическими условиями жизни.
Олимпиада рассчитана на жителей этих
республик, проводится на русском языке.
В 2008 году, в отличие от прошлых лет нам удалось провести
проблемную олимпиаду «Экология и энергетика» в Интернете уже с использованием
элементов дистанционного обучения. Если в прошлом мы ограничивались лишь
возможностями электронной почты, и проведение олимпиады было трудоемким мероприятием, то с
подсоединением школ к «мировой паутине» ситуация изменилась. Современные Интернет
технологии позволяют использовать наряду
с традиционными и новые подходы для решения указанных
проблем [1].
Олимпиады проводятся в два тура
(1-й тур обучающий), в виде тестовых заданий, требующих выбора ответа, и задач,
которые необходимо решить, и всё это располагается на сайте. С помощью программ на
Java Script и PHP
обрабатываются результаты, используется база данных участников олимпиады
на системе управления базой MySQL[1].
В жюри и проведении олимпиады
участвуют сотрудники Казанского университета, Института развития образования
Республики Татарстан, учителя школ, известные ученые России. Официальными организаторами являются Казанский госуниверситет (институт экологии
и географии) и Антиядерное общество Татарстана. В этом году
мы провели 6-ую олимпиаду. Вопросы самых первых олимпиад касались практически
только конкретных проблем экологии и энергетики. Но после анализа ответов мы
пришли к выводу, что учащиеся не
понимают сути экологической этики,
экологической безопасности. Поэтому
необходимы задания по формированию экологического мировоззрения. В последние годы у нас сформировалась следующая структура
вопросов олимпиады: вначале идут конкретные вопросы на знание ответов по
проблемам экологии и энергетики, затем вопросы экологического мировоззрения,
проблем Устойчивого развития, экологической безопасности, а в конце необходимо
решить расчетные задачи по проблемам, получить числовые ответы. В олимпиадах участвуют
учащиеся России, в основном, но есть участники с Украины, Казахстана,
Азербайджана, Армении, Белоруссии.
Отметим, в основном учащиеся независимо от своих учебных заведений по своей инициативе участвуют в олимпиаде. Но
в последние годы в качестве
организаторов участия учащихся в олимпиаде регулярно выступают и отдельные учителя не только из
России, но и из Казахстана, Украины. Возникает образовательная международная сеть в рамках проблемной олимпиады «Экология и
энергетика». Олимпиада необходима,
решает поставленные перед ней задачи по повышению уровня воспитания и
образования учащихся в отношении сохранения природы, формированию нового
типа мышления, понимания нераздельного
единства биосферы и человечества. Этот вывод
следует из писем учителей, расширения количества и географии участников.
Список литературы
1.Гарапов А.Ф. Проблемные олимпиады для школьников в Интернете.//
Информационные технологии в образование. XVIII Международная
конференция-выставка: Сборник трудов участников конференции. Ч. IV. -
М.: МИФИ, 2008.-108 с.