ОБЩЕСТВЕННЫЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ ЗАДАЧИ НА ПУТИ К ДУХОВНО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ
Гарапов А.Ф.
Насыров А.Н.
(Доклад прочитан на международной научно-практической конференции
«МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:
РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»
18 июня 2012
г., г. Казань ЧОУ ВПО «ИНСТИТУТ эконОМИКИ,
УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»)
Начало 21-го века – это качественно
новая ступень в развитии человечества. Это глобализация и событий (и
проблем), усиление взаимозависимости и взаимосвязи народов и, одновременно,
тенденция к регионализации жизни, мобилизация всех материальных сил
человечества для решения глобальных проблем. И в то же время все более ясно осознается необходимость в
духовном прорыве, в поисках новых ценностей и
форм организации жизни цивилизации. И экологические (зеленые) общественные
движения, являются, мы считаем, ростками новой духовно-экологической
цивилизации.
Если обратиться к истории
нашей страны то зеленое движение особый народный размах обрело в конце 1980-х
годов против экологически опасных производств, против поворота северных рек, в
защиту Байкала и, особенно, против атомных электростанций. Состоялось множество
митингов, демонстраций, маршей протеста, выступлений общественности, ученых,
различных конференций. Под воздействием зеленого движения произошли изменения
даже в государственных структурах
аппарата управления, были созданы министерства, комитеты по охране природы,
созданы комиссии и т.д. Было прекращено строительство АЭС и ряда других
экологически опасных предприятий.
Экологическая общественность в то
время противостояла корыстным ведомственным интересам фактически
транснациональных компаний, объединенных в различные министерства СССР. Проблемы
решались, противоречия снимались в рамках сложившихся законов, управленческих
механизмов при определенном высоком значение
общественного мнения, через различные государственные научные экспертизы.
Личный, а именно финансовый интерес
играл здесь не столь большую основополагающую роль, как ныне в постсоветской
России. В плане идеологии зеленое движение придерживалось левых взглядов (т.е.
не было принципиальных различий с официальной коммунистической
идеологией), но выступало против
технократических (фактически единственных методов тогдашнего бюрократического аппарата) методов решения проблем. Но к 1990 году, по мере развала КПСС
обострился вопрос о власти, и со стороны экологического движения были попытки
создания зеленой партии СССР – был проведен даже учредительный съезд в Самаре
(тогда Куйбышев). Причём одним из центральных
пунктов программы партии, кроме самой цели защиты природы, ставилась
задача добиться приоритета самоуправления перед технократо-бюрократической
системой управления с широким использованием механизмов прямой демократии,
включая референдумы. Многое в этом плане
было перенято у зеленых партий Западной
Европы.
После государственного
переворота в 1993 году ситуация в стране изменилась. Произошло резкое
социальное расслоение общества. Если в СССР и существовал особо выделенный социальный
слой управленцев (так называемая партхозноменклатура),
но общество было достаточно однородное,
что позволяло говорить об отсутствии существенных социальных противоречий. С
возникновением крупной частной собственности и с возрастанием роли денежно-финансовых механизмов в
управлении, усилились социальные
различия. Со временем они обрели форму острых социальных противоречий. В условиях передела собственности (в 1990 –е годы)
экологические проблемы отошли на второй и третий план. Однако уже в начале 2000 годов они снова
оказались актуальными в связи с сырьевой
направленностью экономики России и
нарушением локального экологического равновесия в интересах собственников. Властями России были предприняты меры по отмене различных преград,
законов, которые препятствовали бы росту добывающей промышленности, освоению природных
богатств России или их распродаже, были отменены (или скорректированы) законы против ввоза
радиоактивных отходов, изменены лесной и водный кодекс, упразднены или урезаны
государственная и общественная экологическая экспертиза - всё
то, что было достигнуто в предыдущие
годы в области природоохраны.
Появилось и не характерное для Советского времени: уничтожение пригородных
лесных зон, точечная застройка, захват и распродажа заповедных земель - всё то,
что непосредственно касается жизни простого человека, противостоит его
интересам, ухудшает условия его жизни, зато сулит собственникам и чиновникам большие дивиденды,
доходы. Причём всё это происходит в нарушение даже урезанных законов. Реакция общественности на
это разнообразная: от многомесячного открытого противостояния, организации
палаточных городков протеста, митингов,
как например, по поводу судьбы Химкинского леса в Москве (где происходили
даже поджоги, нападения на здания
администрации района, а с другой стороны - избиения, аресты участников протеста), до создания домовых комитетов по защите
зелёных островков в городе, или против точечной застройки. Уже сейчас вырисовываются основные
противоречия и основное противостояние, а именно общественного экологического зеленого движения
и корыстных интересов, возможности
личного обогащения отдельных
чиновников, а также владельцев компаний,
собственников земель. Здесь общественный интерес вступил в противоречие с
частным, личным интересом, подкрепленным, как обычно, лоббированным чиновничьим
аппаратом исполнительной власти. В Советское время общественный интерес вступал
в противоречие с ведомственным интересом и решался в рамках сложившегося
законодательства, через общественное мнение, сознание, через государственные
комиссии, экспертные советы, лично-финансовый интерес не играл столь большой
роли, по сравнению с ведомственным интересом. В современной России проблемы
решаются через механизмы лоббирования интересов различных фирм, как в
исполнительных, так и в законодательных органах. Таким образом
были изменены лесной, водный кодекс и другие законы, от которых зависело
состояние природы. Априорно, в нынешней ситуации экологическая общественность
не имеет возможности лоббировать свои интересы в законодательной,
исполнительной власти, путем сложившихся,
принятых механизмов: предоставлением доступа к финансовым потокам, выдачей
откатов, подкупами. Поэтому используются механизмы так называемой «общественной
обороны»: проведение митингов и маршей протеста, палаточные лагеря, вплоть до
обращения в международные суды, и др. методы давления на правительство. Естественно,
в таких условиях актуальным становится присутствие зеленой партии в законодательных и исполнительных органах
власти. Но на какой идеологической основе должна проводить свою деятельность
зеленая партия, такое движение? В 1990-м
году, когда в СССР создавалась зеленая партия,
вся идеология сводилась к
природоохранным проблемам и к самоуправлению, что в нынешних условиях явно недостаточно.
Необходим идеализированный проект
будущего. Тогда (в 1990 году) этот проект, в какой-то степени, в смутных чертах
предъявляла коммунистическая идеология в виде коммунизма, сводимого в основном
к обществу всеобщего материального благоденствия. Академик Н. Моисеев предложил
модель экологического социализма. Но
предыдущая история, в том числе и
Советского союза, и современной России
указывает, что приоритетом не могут быть материально-
социальные ценности, что главная проблема - в преобразовании существующей
технократической цивилизации. Поэтому в качестве модели проекта предлагается духовно-экологическая
цивилизация. Этот проект будущего впервые был представлен на 2-ой Международной (Всесоюзной) антиядерной
конференции в 1996 году в Казани [1]. Затем этот проект нашел дальнейшее
озвучивание и развитие на последующих антиядерных конференциях, а также в
работах общественных экологических организаций и ученых Новосибирска [2],
Барнаула[3] и др.
Основополагающая идея Проекта заключается в том,
что преодоление Общего мирового кризиса возможно на основе ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
КОНВЕРСИИ (ПРЕОБРАЖЕНИЯ) ЦИВИЛИЗАЦИИ с использованием высших (экологически
безопасных) достижений науки и техники (с переходом на разумное потребление),
на установлении социально справедливых отношений, установлении гармоничных
отношений общества и природы, человека и общества, народов между собой, на
возрождении народных традиций целомудрия и трезвости, восстановлении культа
девственности - НА ПУТЯХ К ДУХОВНО –
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Цель и задачи
общественных организаций - в реализации этого Проекта.
Литература
1. О проведении 2-й …// На путях к духовно-экологической цивилизации
(Евразийский проект). Сб. статей под редакцией А.Ф.Гарапова.
Антиядерное общество Татарстана. АО «Карпол», Казань,
1996 г. стр. 131
2. А.Н. Насыров. На пути к
духовно-экологической цивилизации…//
Новосибирск: - ООО «Альфа Ресурс», 2011. – 222 с.
3. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишкин
М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы: Монография. –
Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. 240 с.