Есть ли у атомной энергетики будущее в

грядущей  духовно-экологической цивилизации?

Гарапов А.Ф., Антиядерное общество Татарстана, Казань.

(По материалам доклада, который был прочитан на Международном Форуме-Диалоге «Атомная энергия, общество, безопасность» Санкт-Петербург, Россия, 21-22 апреля 2009 г.)

 

Ужель они не ездят по земле,

Не видят то, каков конец был тех,

Которые до них (грешили)?

Кто силой их превосходил, -делами,

Что на земле оставили свой след.

Аллах их всех призвал к отчету,

И не было у них защиты от Него.

(аят 21, Сура 40 «Прощающий», Коран.

Перевод смыслов и комментарии В.Пороховой)

 

            Начало общего системного кризиса цивилизации было бы ошибочно привязывать к концу 20 века, началу 21 века. Яркое проявление кризиса можно увидеть  уже в 1-ой Мировой войне. Ведь что такое цивилизация – это прежде всего духовно-нравственные ценности., которыми руководствуется человеческое общество.  В 1-ой Мировой  воевали европейцы, обучавшиеся в университетах, знающие Гегеля, Канта, воспитанные на великой европейской литературе, понимающие Бетховена и Баха. И  вдруг миллионы погибших, искалеченных людей, тысяч разрушенных городов и памятников культуры, впервые использовано оружие массового поражения – химическое оружие. Повсеместно наблюдалось падение культуры, нравственности, разочарование интеллигенции в цивилизации. Появилось даже такое понятие о послевоенном состоянии интеллигенции, как о  «потерянном поколение».

            Почему это произошло?  Можно говорить о множестве причин. Но главное всё же в духовно нравственных ценностях цивилизации. Те  духовно-нравственные ценности европейской цивилизации, сформировавшиеся в результате буржуазной французской революции под лозунгом «Свободы, равенства и братства» были дискредитированы в результате социальных, классовых противоречий и борьбы. Ценности монархического устройства и церкви были утеряны ещё раньше. Если взять, к примеру,  Россию, то в 1917 году всего лишь 10% солдат соблюдали  православные ритуалы. И, как известно, никакой значительной силы не было на стороне царизма.

            Как же преодолевался кризис? В Европе можно сказать возобладали расисткие теории превосходства определенных наций и низведение остальных народов до недочеловеков.  Это привело к ещё более кровопролитной и разрушительной 2-ой Мировой войне, в конце которой использовалось уже оружие глобального поражения – ядерное оружие.         

            Что же сегодня?  История повторяется :

Всё это грозит ещё более разрушительной катастрофой, которой будет охвачена уже вся планета в целом, а не отдельный континент. И  надо отметить, что катастрофа грозит и  без всякой войны уничтожению человечества [2,4]. Об этом указывают и выводы Мирового экологического Форума, прошедшего в 1992 году в Рио-де-Жанейро.

            Где же выход из общесистемного цивилизационного кризиса, охватившего по крайней мере весь 20 век?

             Выход в утверждение новых духовно-нравственных ценностей отвечающих гармоничным отношениям человека и Природы. Социально справедливым гармоничным отношениям человека и общества, народов-наций между собой, обеспечивающие развитию будущих поколений людей. Таким образом выход  в той цивилизации, которую на 2-ой  Международной антиядерной конференции в Казани, в 1996 году назвали духовно –экологической цивилизацией [4] (http://ant86.narod.ru). Действительно, Природа это в первую очередь духовно-нравственная ценность и одухотворение Природы это необходимое условие для  установление гармоничных отношений человека и Природы.

            Что такое духовно-нравственная ценность Природы, одухотворение её – это прежде всего (наряду с  признанием её живой, всеобъемлющей) чувство ответственности, обережения, сохранения Природы для будущих поколений, чтобы они могли гармонично существовать и развиваться и обеспечит существование и развитие последующих поколений.

            Вы можете сказать, возможно ли это? Но это единственный выход из более чем векового общецивилизационного кризиса. И нас должно вдохновлять то, что имеется опыт  одухотворенных отношений человека к Природе. Более того опыт на государственном уровне в глобальном масштабе  межконтинентальной евразийской империи Великой Татарии [3]. Ведь в Законах Ясы Чингисхана которые были и Конституцией и Уголовным правом в течение нескольких веков всей Евразии Природа является наравне с человеком одухотворенной сущностью. Осквернение Природы, к примеру воды, огня карались жестко, смертной казнью[3].  Штрафами не обходились. Считалось, что осквернитель поставил под удар духа Природы весь народ и поэтому достоин смерти. На пороге развертывающейся глобальной экологической катастрофы мы видим, что Яса оказалась права.

            Если вернемся  к нашему вопросу: есть ли будущее у атомной энергетики -  то можно отметить широко известные следующие некоторые факты:

            Можно привести и множество других факторов (смотри, к примеру, [4]) , но и этого достаточно чтобы утверждать, что на нынешнем уровне, в нынешнем состоянии атомная энергетика не соответствует ценностям духовно-экологической цивилизации будущего у неё нет.  Всё  это можно отнести и к  современным моделям термоядерных энергетических установок. Конечно, физиками  ведутся научно-исследовательские работы по новым подходам  в ядерной энергетики, к примеру, предлагаются ториевая энергетика, ядерные установки с ускорителями, которые, по крайней мере,  частично решают проблему с радиоактивными отходами. Имеются и интересные работы в попытках осуществления холодного синтеза ядер и холодной трансмутации ядер, к примеру,    в «Международном университете природы, общества и человека «Дубны»». Но все это не является линией, программой промышленного развития и требует отдельного рассмотрения.

            Существующие же программы развития ядерной энергетики России и  других стран (впрочем, некоторые из них имеют целью прежде всего ядерное оружие, а не проблемы энергоснабжения) не соответствуют, значит и  не имеют будущего в грядущей духовно экологической цивилизации.

 

Литература.

  1. Истинные причины возникновения мирового экономического кризиса. // «Знание – Власть!» Концептуальное приложение к №429. www.arteksgroop.com
  2. Фионова Л. Глобальный экологический кризис: причины и пути преодоления. // «Знание – Власть!» Концептуальное приложение к №431.
  3. Гарапов А.Ф. Евразийская традиция и общественное развитие: закономерно ли падение Союза ССР? (О законах общественного развития, мировой финансовый кризис). (http://ant86.narod.ru/zakob.htm)    
  4. Материалы сб. статей "На путях к духовно экологической цивилизации (Евразийский проект)". Ка­зань, изд-во «Карпол», 1996.
Hosted by uCoz