![]() |
|
|||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Школьная лаборатория1. Далеко-близкоЦель эксперимента: Установить,
как расстояние от Солнца влияет на
температуру воздуха. Материалы: два термометра, настольная лампа, длинная линейка (метр). Процесс: Возьмите линейку и поместите один термометр на отметку 10 см, а второй термометр - на отметку 100 см. Поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки. Включите лампу. Через 10 мин. запишите показания обоих термометров. Итоги: Ближний термометр показывает более высокую температуру. Почему? Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии и, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, и они уже не могут сильно нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое. Меркурий - ближайшая к Солнцу планета - получает больше всего энергии. Более отдаленные от Солнца планеты получают меньше энергии и их атмосферы холоднее. На Меркурии гораздо жарче, чем на Плутоне, который находится очень далеко от Солнца. Что же касается температуры атмосферы планеты, то на нее оказывают влияние и другие факторы, такие как ее плотность и состав. 2. Химическое тепло
Материалы: уличный градусник, банка с крышкой (достаточно большая, чтобы в ней мог поместиться градусник), мочалка из тонкой стальной проволоки, четверть стакана уксуса (60 мл), мерный стакан. Процесс: Положите градусник в банку и закройте крышку. Через 5 минут запишите температуру. Положите мочалку на 1-2 минуты в уксус. Стряхните излишек уксуса с мочалки и воткните в нее кончик градусника Положите мочалку с градусником в банку и плотно закройте крышку. Записывайте температуру каждые 5 минут. Итоги: Температура повышается. Почему? Уксус растворяет защитное покрытие на стальной проволоке, от чего она окисляется. При окислении выделяется тепло, которое нагревает термометр. 3. Излучение
Материалы: черная бумага, два уличных термометра, степлер, алюминиевая фольга, 100-ваттная лампа, линейка. Процесс: Сложите из черной бумаги пакетик, скрепите его степлером и вложите в него градусник. Положите второй термометр на лист фольги и сложите края так, чтобы получился пакетик с градусником внутри, подобный тому, что вы сделали из черной бумаги. Запишите температуру, которую показывают оба градусника. Положите пакетики рядом и поставьте на расстоянии 30 см от них лампу. Включите лампу на 10 минут, регулярно сравнивая показания термометров. Итоги: Термометр в пакетике из черной бумаги показывает более высокую температуру. Почему? Предметы черного цвета поглощают все световые лучи. Предмет выглядит черным из-за того, что он не отражает свет в глаза наблюдателя. Поглощение световой энергии приводит к повышению температуры предмета. Алюминиевая фольга поглощает мало лучей света, и поэтому температура во втором пакетике ниже. 4. ПРОЕКТЫ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. (Проекты были взяты (где представлена и другая интересная информация) из сайта "Давайте изучать энергию" по адресу: http://www.tacisinfo.ru/brochure/energy/refrsh_m.htm) Проект разработки и строительства ветровой турбины с вертикальным валом. Пускай учащиеся построят модели ветряных мельниц с вертикальным валом, испробовав несколько конструкций. Данное упражнение требует большого количества пластиковых бутылок, немного стоек для реторт, пластилина, кнопок и электрического фена с подачей холодного воздуха.
Поток воздуха от фена представляет ветер. Учащимся надо посчитать количество оборотов их ветряной мельницы с вертикальным валом в минуту и записать этот график в качестве результата эксперимента. Они должны попробовать это три-четыре раза и рассчитать средний график скорости мельницы. Учащиеся могут продолжить эксперимент, сделав мельницы с разным количеством крыльев или с одинаковым числом крыльев, но разной площадью поверхности. К мельницам можно приклеить кусочки пластика, если надо увеличить поверхность крыльев. Каждую ветряную мельницу надо испытывать с одним и тем же феном с одинаковым напором воздуха и на одинаковом расстоянии. Каждый раз учащиеся должны в среднем записывать три-четыре показателя. Следует рекомендовать учащимся сравнить свои результаты с результатами других так, чтобы у них было больше данных для выводов о ветряных мельницах из пластиковых бутылок. В конце исследования учащиеся должны смочь составить отчет о наиболее эффективной конструкции ветряной мельницы из пластиковой бутылки. У них должно быть достаточно данных, для того, чтобы сделать общие выводы о ветряных мельницах с вертикальным валом. Генератор
биогаза. Продемонстрируйте выделение
метана при разложении навоза или
компоста, проведя простой эксперимент.
Используйте колбу с некоторым
количеством навоза и таким же
количеством воды (для того, чтобы
разложение проходило хорошо, колбу надо
держать при
Постройка
системы солнечного обогрева. Учащиеся
могут построить простую солнечную
панель, используя старый радиатор от
машины и водяной контур из труб системы
домашнего отопления. Эти трубы
пропускаются через резервуар с водой,
который будет нагреваться солнечной
Аналогия между листьями и солнечными батареями. Попросите учащихся провести сравнение между фотогальваническими солнечными батареями и листьями растений в качестве коллекторов солнечной энергии. Рассмотрите такие пункты как необходимость большой площади поверхности, переориентации на солнце, структура и цвет поверхности, как хранится энергия. Параболические эффекты. Раздайте учащимся картон и алюминиевую фольгу для изготовления простых параболических рефлекторов. Покажите, насколько эффективно это устройство концентрирует лучи солнца, нагрев небольшой сосуд с водой (лучше всего покрасить его матовой черной краской) и измерив увеличение температуры. Эти устройства также применяются для приготовления пищи и нагрева воды в удаленных местах, например, в походах. ПРИМЕЧАНИЕ Более подробную информацию по указанным выше опытам можно получить из сайта "Эко@Энергия" по адресу: Проекты были взяты (где представлена и другая интересная информация) из сайта "Давайте изучать энергию" по адресу: |